Контрольная работа "Архитектура Беларуси XVIII–XIX вв."

Название:
Архитектура Беларуси XVIII–XIX вв.
Тип работы:
контрольная работа
Размер:
55,4 K
32
Скачать
Характерное для XVIII–XIX веков значительное облегчение каменных конструкций, уменьшение поперечных сечений элементов и увеличение их высоты. Тенденции и особенности белорусской архитектуры в градостроительстве, жилом, дворцовом и культовом строительстве.

Краткое сожержание материала:

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет транспорта

Кафедра «Философия, история и политология»

Архитектура Беларуси XVIII - XIX вв.

Выполнил: Храпкин Иван

Проверил: Рябцева Н.А.

Гомель, 2014

Архитектура XVIII в.

В течение почти всего XVIII в. Белоруссия продолжала входить в состав Речи Посполитой. Страна все более отставала от передовых стран Европы. Во второй половине века передовые магнаты стремятся найти выход из охватившего страну кризиса в реформаторских преобразованиях. Однако реальных следов в экономике эта деятельность почти не оставила. Речь Посполитая была поделена между более сильными соседями (разделы 1772, 1793 и 1795 гг.), и Белоруссия отошла к России.

По-прежнему экономика Белоруссии была подчинена экспорту сельскохозяйственных продуктов.

Особенно тяжелые последствия оставила Северная война 1700--1721 гг., от которой с трудом оправились разоренные города. Надежным средством порабощения Белоруссии по-прежнему остаются монашеские ордена. Новых монастырей почти не возникает, зато все более расширяют свои владения существующие резиденции. Определяющим типом монументального строительства остается дворец феодала и католический монастырь. Духовные и светские феодальные резиденции получают различную градостроительную характеристику. Монастыри широко раскрываются к городу, дворцовые ансамбли отделяются, отгораживаются от него.

Архитектурные кадры делились на архитекторов, обслуживающих магнатов, архитекторов-монахов. получивших образование в монастырских школах, и цеховых мастеров. Поставщиком иноземных архитекторов остается Северная Италия. Короли Август II и Август III, одновременно Саксонские курфюрсты. приглашают ряд архитекторов из Дрездена (Ккобель, Яух, Пёппельман). Очень часто архитектор, приглашенный королем, работал не только при дворе, но и строил для придворных (Джузеппе Сакко). Придворные архитекторы имели учеников, как правило, родственников (семья Фонтана) или земляков. В ряде случаев придворными архитекторами были местные мастера. Магнаты не содержали специальных архитектурных заведений, но основы мастерства будущие архитекторы могли получить в частных кадетских корпусах, где преподавалась архитектура (кадетский корпус в Несвиже). В виде исключения можно упомянуть строительную школу, организованную графом Тызенгаузом на Городнице в Гродно. Ученики обучались строительству как дворцов, так и хозяйственных построек.

Монастыри также приглашали зодчих со стороны (местных и из-за границы), однако крупные ордена содержали архитектурные школы. Наиболее значительным учебным заведением был иезуитский коллегиум в Полоцке. Курс был поделен на архитектуру обывательскую (гражданскую) и архитектуру рыцарскую (военную).

Для строительной техники XVIII в. характерно значительное облегчение каменных конструкций, уменьшение поперечных сечений элементов и увеличение их высоты. В кладку стен перестает вводиться валунный камень. Он применяется главным образом в фундаментах н цоколях. В области деревянных конструкций особенно изощренных форм достигают покрытия синагог.

Градостроительство.

Планировка городов сохраняет уклад XVI--XVII вв. Усиливается расширение феодальных владений за счет городских земель. Небольшие участки горожан располагались на окраинах и в неудобных местах.

Сохранившиеся планы Гродно показывают стабильность городской сетки. На плане 1706 г. торговым центром является та же, что в XVI в., прямоугольная площадь. Костелы, возведенные в основном в XVII в., сосредоточены на главной площади и основных магистралях. Конец XVIII в. не вносит существенных изменений в планировку. Город остается в границах XVI в. Происходит дальнейшее, правда, не столь интенсивное, как в XVII в., строительство феодальных резиденций. Переносится на новое место и возводится из камня кармелитский монастырь (костел 1738--1765 гг., монастырь рубежа XVIII-- XIX вв.) и вновь (в 1729 г.) основывается деревянный бонифраторский монастырь. Перестраиваются дворцы магнатов, увеличивается количество им принадлежащих каменных зданий, особенно на улице между рыночной площадью и замком. Крупным мероприятием было строительство Нового замка на месте Нижнего замка, оконченное в 1751 г.

Белорусские города в основном состояли из деревянных сооружений. В типичном рядовом городе Дубровне силуэт города определяют возвышающиеся над деревянной жилой застройкой деревянные культовые и общественные здания.

В более крупном Витебске над рядами деревянных домов поднимаются каменные башня ратуши и колокольни монастырей. В облике города больше общих черт с городами Польши и Западной Европы, чем с городами соседней России.

Главная торговая площадь города сохраняет прежнюю конфигурацию, но окружающие ее здания с течением времени меняют облик и ориентацию, в результате чего площадь в ряде случаев получает иной архитектурный акцент. Характерным примером является ансамбль Ратушной площади в Витебске.

Сравнение с «чертежом» Витебска 1664 г. выявляет разницу в организации площади. В XVII в. пространство перед ратушей было окружено цепью лавок. Ратуша и Воскресенская церковь образовали два самостоятельных замкнутых комплекса.

В XVIII в. цепь торговых зданий на площади разрывается, в нее включается новая каменная Воскресенская церковь, теперь уже не православная, а униатская, (1772) и бернардинский монастырь с величественным каменным костелом (1737-1755, осв. 1768). Храмы и ратуша занимали участки, положение которых было определено в XVII в.. Многократно возобновляемая после пожаров ратуша получает к 1775 г. современный облик (кроме третьего, более позднего, этажа). Фасад ратуши, прежде закрытый деревянными лавками, теперь открыт к мосту через р. Витьбу, связывающему торговую и административную части города. Также в сторону моста, в сторону замков повернута Воскресенская церковь. Прежняя ориентировка на восток, безусловно, подчинила бы церковь ратуше, уравняла бы ее с бернардинским костелом и придала бы площади более регулярный характер. Однако изменение ориентации не разрушило ансамбля площади. Причина единства состоит в ритме однотипных высоких башен сооружений. Другим связывающим элементом ансамбля является двухэтажный гостиный двор. Живописной организации ансамбля особый колорит придает сравнительно небольшое пространство средневековой площади.

Планировка коронных городов в XVIII в. или не менялась, или эти изменения носили локальный характер. Во владельческих городах в результате реформаторской политики во второй половине XVIII в. в ряде случаев проводятся коренные преобразования уличной сети. В имениях, во владельческих городах, на коронных землях возводятся фабрики. Но крепостной труд настолько малопроизводителен, что предприятия банкротятся.

Один из выдающихся деятелей своего времени гетман Михаил Огинский перестраивает центр Слонима. Возле выпрямленного русла Щары он строит огромный дворец, театр и типографию, выписывает иностранных мастеров и поселяет их в специальном поселке при сооруженной неподалеку от дворца фабрике. Проводится знаменитый канал Огинского. Магнат Радзивилл, построив фабрику в Тройчанах, преобразует одну из частей Слуцка.

Наиболее крупные градостроительные мероприятия были проведены министром финансов Антонием Тызенгаузом. Прежде чем заняться промышленным строительством на подведомственных землях, он проделал опыт в своем имении -- Поставах. Здесь он выстроил вместе с дворцом 21 каменное строение. Была заново реконструирована рыночная площадь. Только два деревянных храма (костел и униатская церковь) остались от первоначальной застройки по площади. Остальные стороны были застроены новыми композиционно связанными между собой зданиями административного назначения, гостиницами и домами ремесленников. Живописное разнообразие сближает поставскую площадь с ансамблями Витебска, Минска и других крупных городов Белоруссии. Площадь получила приближающуюся к прямоугольнику форму. При обходе площади каждая предыдущая улица была перпендикулярна последующей. Площадь была связана с промышленными сооружениями: восточная магистраль вела к бумажной фабрике, южная -- к дворцу, вблизи которого также располагалась фабрика.

С большим градостроительным размахом было проведено строительство в Гродно. По своей инициативе и по поручению короля как управляющий всеми королевскими имениями в Литве Тызенгауз задумал превратить узловые пункты этих имений в культурно-промышленные центры. По этому замыслу Гродно должен был стать главным среди них городом.

Для улучшения сообщения были проложены дороги, строились плотины, мосты, каналы (Тызенгауз начал строить Днепро-Бугский канал, называемый тогда Королевским).

С 1765 по 1780 г. на Городнице в соседстве с городом было возведено 80 зданий одной стороне, функционировало 21 промышленное предприятие» 3 тыс. крепостных работало на фабриках. За ними наблюдали и обучали их 70 выписанных из-за границы мастеров. Было организовано значительное количество учебных заведений. Во всех школах обучались крепостные. Был основан театр с труппой крепостных актеров, обученных иноземцами.

Планировка Городницы основывалась на принципе распределения отдельных групп зданий по назначению. Каждая регулярно распланированная группа была четко связана с остальными.

Главная магистраль -- улица Роскошь -- предназначалась в основном для приезжих (на улице размещались две корчмы, ресторан и кафе). Здесь же было построено 20 домико...