Курсовая работа "Архитектура во Франции XVII века. Проблема определения стиля"

Название:
Архитектура во Франции XVII века. Проблема определения стиля
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
4,5 M
29
Скачать
Особенности архитектурного стиля во Франции XVII века, проблема его определения и выбор между барокко и классицизмом. Градостроительство во Франции в эпоху абсолютизма. Люксембургский дворец. Творения Франсуа Мансара. Архитектура второй половины XVII в.

Краткое сожержание материала:

Архитектура во Франции XVII века. Проблема определения стиля

Введение

Великие географические открытия, начатые еще в эпоху Возрождения, за ними - колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, теории бесконечности миров должны были потрясти сознание людей, изменить их мировоззрение. Возрожденческий антропоцентризм и наивная вера в гармонию мира уже не отвечали духовным запросам человека. Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной? «Весь зримый мир - лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы. Человек в бесконечности - что он значит?» - писал Паскаль в XVII веке как бы в ответ на ренессансное представление о человеке как о «великом чуде», которое Бог поставил во главе мира. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей.

Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает, прежде всего, искусство XVII столетия от Ренессанса. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью тем же великим французским мыслителем Паскалем: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий». Человек создал в XVII веке мощнейшие абсолютистские государства в Европе, сформировал мировоззрение буржуа, которому предстояло стать одним из основных заказчиков и ценителей искусства в последующие времена. Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпывается только этим стилем. XVII столетие - это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм [Ильина 2000: 102].

1. Архитектурный стиль во Франции XVII века

Историю искусства иногда рассматривают как историю сменяющих друг друга стилей. На смену полуциркульным аркам романского стиля пришли готические стрельчатые арки, позже зародившийся в Италии Ренессанс распространился по Европе, одержав победу над готикой. На исходе Возрождения возник стиль, получивший название «барокко». Однако если предыдущие стили имеют легко различимые признаки, определить особенности барокко не так просто. Дело в том, что на протяжении исторического периода от Ренессанса до XX века архитекторы оперировали одними и теми же формами, почерпнутыми из арсенала античного зодчества, - колоннами, пилястрами, карнизами, рельефным декором и прочим. В определенном смысле было бы справедливым утверждение, что ренессансный стиль господствовал от начала деятельности Брунеллески вплоть до нашего времени, и во многих работах по архитектуре весь этот период обозначается понятием «Ренессанс». Разумеется, на протяжении столь долгого времени вкусы, а с ними и архитектурные формы, претерпели значительные изменения, и чтобы отразить эти перемены, возникла потребность в более мелких стилевых категориях.

Любопытно, что многие понятия, обозначающие стили, вначале были всего лишь бранными, презрительными кличками. Так, итальянцы эпохи Возрождения обозвали «готикой» стиль, который они считали варварским, принесенным племенами готов - разрушителей Римской империи. В слове «маньеризм» еще различим первоначальный смысл манерности, поверхностной подражательности, в чем обвиняли критики XVII века художников предшествующей поры. Слово «барокко», означающее «причудливый», «нелепый», «странный», также возникло позднее как язвительная насмешка в борьбе со стилем XVII века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом «барокко» они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице. Сейчас уже не так просто увидеть различия между этими направлениями в архитектуре. Мы привыкли к сооружениям, в которых есть и дерзкий вызов классическим правилам, и их полное непонимание [Гомбрих 1998: 289].

Искусствоведы не могут прийти к единому мнению касательно стиля в искусстве того времени. Основной вопрос состоит в том, как разграничить такие понятия как барокко и классицизм. Сразу оговоримся, что для разных стран произведения искусства, которые относят к тому или иному стилю, будут иметь свои особенности. Стоит отметить и то, что существование стиля в разных частях Европы имеет свою продолжительность, а значит, и временные рамки будут размыты. Обратимся к одному из современных словарей, чтобы обозначить основные черты барокко. Барокко - (от итал. barocco - причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII веков. Зародился в Италии. Термин был введён в конце XIX века швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряжённостью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность [Национальная историческая энциклопедия: http://interpretive.ru/dictionary/968/word/baroko].

В своей книге «Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами» Фредерик Дасса пишет: «Термину «барокко» нельзя дать конкретное определение, и встает вопрос, стоит ли это делать. Во многих отношениях проблема эта относится скорее к историографии, чем к истории. Понятие барокко, разработанное в прошлом столетии для реабилитации двух веков итальянского искусства, не может быть перенесено в сферу изучения испанского, голландского, английского или французского искусства, чье значение не определяется более или менее выраженным стремлением подражать римским или туринским художникам и архитекторам» [Дасса 2002: 127]. Кох же пишет о том, что: «Стилем этой абсолютистской эпохи - примерно с 1600 до 1800 г. - является барокко <…> Во всей Европе барокко пронизывает всё: скульптуру и живопись, без труда и переходных периодов вписывающихся в архитектруные сооружения, музыку, придающую последний штрих блеска, фанатичную религиозность придворным и церковным праздникам, литературу, а также и в такие обыденные вещи, как мебель, одежда или прически, манеру говорить. Барочное искусство обращается ко всему обществу и им олицетворяется» [Кох 2005: 236]. Важной деталью в исследовании Коха является то, что он выделяет несколько течений в этот период: барочное течение и классическое течение, которое определяет развитие архитектуры в первую очередь во Франции и северной Европе. Действительно стиль барокко с его привычными особенностями не получил такого развития во Франции, как это было в Италии, поэтому существует точка зрения, что здесь стиль барокко вообще не получил развития, и памятники барокко относят к памятникам классицизма.

Обратимся к одному из современных изданий французского словаря «Le Petit Robert des noms propres», чтобы ввести понятие «классицизм» в нашу работу. «Классицизм - это термин, который в узком смысле применим к французской литературе и искусству времен правления Людовика XIV, а в более широком смысле определяет эстетический идеал строгости и сдержанности, присущий многочисленным писателям и людям искусства Франции и других стран начиная с XVII века». В этой же словарной статье в разделе, посвященном архитектуре, выделяется «le premier classicisme» (дословно «первый классицизм») и «le second classicisme» (дословно «второй классицизм»), что связано с различием развития архитектуры в период до начала правления Людовика XIV, когда французский классицизм находился еще под сильным влиянием искусства Италии, и непосредственно во время правления «Короля-солнце» [Le Petit Robert des noms propres 2010: 514].

XVII век - время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция [Ильина 2000: 129].

Изучая вопрос стиля в архитектуре XVII века во Франции, можно столкнуться и с таким понятием как «барочный классицизм», которое на наш взгляд, может примирить два разных взгляда на стиль в архитектуре того периода. Однако в данной работе мы будем придерживаться точки зрения, представленной во Всеобщей энциклопедии искусств, а именно определять архитектурный стиль во Франции XVII века как классицизм и выделять два периода его развития.

2. Архитектура первой половины XVII века

2.1 Градостроительство во Франции в эпоху абсолютизма

архитектурный стиль классицизм баро...