Реферат "Архитектура японского жилища"

Название:
Архитектура японского жилища
Тип работы:
реферат
Размер:
6,7 M
29
Скачать
Периоды развития архитектуры Японии. Описание основных стилей и типов японских жилых сооружений. Планировочные принципы и конструктивные системы строений городов. Архитектурные композиции замков и дворцов. Самобытность традиционного японского дома.

Краткое сожержание материала:

Архитектура японского жилища

Содержание:

Введение

1. Периоды развития архитектуры:

Раннефеодальный период

Период Нара

Период Хэйан

Период Камакура

Период Муромати

Период Момояма

Период Эдо

2. Основные стили и типы японских жилых сооружений:

Древнейшие японские жилища

Стиль «синдэн»

Стиль сёин

Минка - традиционный японский дом

Европейский стиль

Современный японский дом

Заключение

Литература

Введение

Японцы... Об этом соседнем народе наша страна с начала нынешнего века знала больше плохого, чем хорошего. Тому были свои причины. Да и то плохое, что мы привыкли слышать о японцах, в целом соответствует действительности и нуждается скорее в объяснении, чем в опровержении. Однако если отрицательные черты японской натуры известны нам процентов на девяносто, то положительные лишь процентов на десять.

Есть типичная шкала чувств, которые сменяются у иностранца по мере того, как он <вживается> в Японию: восхищение - возмущение - понимание.

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Японский дом - настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет. Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры.

1. Периоды развития архитектуры

Раннефеодальный период.

Во второй половине IV в. в Японии началось формирование раннефеодального государства. Для поселений этого времени характерно отсутствие развитой городской структуры. Наиболее значительными постройками были храмовые здания древней религии синто и жилища правителей и знати. Небольшие по размерам синтоистские храмы -- «жилища духов» -- повторяли архитектурные формы и конструкции жилищ знати. Постройки возводились только из дерева.

Как показывают археологические и письменные данные, жилища родовой знати в V--VII вв. сооружались из ценных пород дерева п имели высокие двускатные крыши с многослойным покрытием из коры кила-риса (хинокн). Основное население, как п в древности, продолжало жить в землянках и постройках типа «гакаюка».

На сохранившихся изображениях I -- II вв. основу структуры такаюка составляют столбы каркаса, связанные балками и прогонами поверху н на уровне поднятого пола. Длинный конек поддерживал стропила. В торцах здания концы стропилин, так называемые «тиги», выступали над коньком. Два столба, поддерживающие концы конька, ставились вне торцовых сторон такаюка независимо от общей конструкции. Такие столбы и тиги в дальнейшем использовались в строительстве.

Период Нара

Образование феодального государства создало благоприятные условия для развития производительных сил. Развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля, увеличивается оросительная сеть. Усиливается влияние Китая как в политической, так и в культурной жизни Японии. Китайский язык становится языком официальных документов. Заимствуются градостроительные и архитектурные идеи Китая.

Рис.1. Нара. План города 1- императоский дворец; 2- Тодайдзи; 3- Кофукудзи; 4- Якусидзи; 5- Тоседайдзи; 6- Хоккидзи; 7- восточный рынок, 8- западный рынок

Город Нара (первоначальное название Хейдзе), ставший в начале 8 в. Столицей Японии, дал название новому периоду в истории страны. В период Нара (710-794) значительно расширилось строительство, столица украшается новыми зданиями. Ее планировка была осуществлена согласно китайским градостроительным принципам. Примером для японских зодчих служила столица Китая периода Тан - г. Чаньань с императорским дворцом в северной части города и прямолинейной сеткой улиц, ориентированных с севера на юг и с востока на запад.

Наряду со строительством монументальных зданий, повторяющих структуру и формы китайских храмов и дворцовых построек, не прекращалось массовое строительство, использующее многие древние строительные традиции. Легкие деревянные постройки VII--VIII вв. не сохранились, но имеются многочисленные письменные свидетельства (инвентарные записи, правительственные распоряжения, отчеты) о том, что в период китайского влияния не только в сельских округах, но и в столице продолжалось строительство на основе местных традиций. Монастырские хозяйственные постройки и даже культовые сооружения второстепенного значения, часто постройки знати и тем более дома представителен низших слоев населения с кровлями из досок, дранки и соломы, деревянными полами и неокрашенными фасадами свидетельствовали о живучести старых строительных традиций.

В исторических документах встречаются конкретные описания отдельных построек с указанием размеров и материалов. Так, по записям 762г. постройка, принадлежавшая одному из членов знатного рода Фуд-зивара, занимавшему высокое положение, была размером в плане 15*8 м. Пол из широких досок толщиной 10--12 см, уложенный без балок, выступал за стены здания, образуя со всех сторон веранду. По продольным фасадам веранда в средней части уширена, здесь были поставлены колонны, образующие трехпролетные портики. При таком крестообразном плане основная часть покрыта двускатной кровлей, портики покрыты односкатной кровлей. Основные столбы каркаса погружены в грунт на 0,9 м и поверху связаны прогонами. Промежутки между колоннами забраны досками, два окна заполнены решетками.

Правящие круги были обеспокоены тем, что в столице, где находилась резиденция императора, не было соответствующего великолепия из-за обилия традиционных местных построек. Поэтому для зданий, принадлежащих японской знати, был установлен обязательный внешний облик (черепичные кровли, окраска зданий в красный цвет).

Строительство 7 - 8 вв. характерно единством стиля не только в культовых, но и в дворцовых постройках. При всей архитектурно-художественной общности построек в течение всего периода происходит непрестанное развитие конструктивных и композиционных приемов. Так, сохраняя основной принцип осевой композиции, генеральные планы комплексов значительно возрастают по размерам и составу построек ( парные пагоды ). Возрастают по размерам и сами постройки. Размеры кондо Хорюдзи незначительны по сравнению с залом Великого Будды и Тодайдзи, даже в его последнем виде, какой он получил к началу 18 в.

Период Хэйан

В период IX--X вв. китайское зодчество все еще оставалось образцом для японских строителей, о чем говорит и само название новой столицы, данное ей в подражание китайской столице Чанъань. При застройке японской столицы используются, как и ранее, градостроительные принципы Китая, характерные четкостью и симметричностью планировки.

Подобно тому, как в основу планировки Нары был положен план первой столицы Китая периода Тан--Чанъаня, так образцом для строительства Хэйана служила планировка второй столицы периода Тан -- Лонна, а также восстановленного после воины г. Чанъань.

Рис.2. Хэйан. План 1- императорский город; 2- императорский парк; 3- восточный рынок; 4 - западный храм; 5- восточный храм.

Подобно древним китайским городам Хэйан был построен на равнине и представлял в плане четырехугольник (около 5,5 км в направлении юг - север и около 5 км в направлении запад-- восток), окруженный глубоким рвом (рис. 2). Широкой дорогой-Судзака город разделялся ка западную и восточную части. Эта главная магистраль являлась осью города. Она начиналась на юге торжественными воротами Расёмсш к по прямой линии доходила до южных ворот императорского дворца, расположенного у северной границы города.

Параллельно дороге Судзака были проложены десять улиц шириной 24--36 м. С запада на восток город также пересекали улицы шириной 24--36 м, образовывая прямоугольные кварталы. Самая широкая магистраль {51 м), проходившая с запади на восток перед императорской резиденцией, носила название Ницзё.

Городские кварталы «то» (со стороной 120 м) обычно разделялись на 32 частных владения. Улицы между кварталами имели ширину 12 м. Эти кварталы в противоположность китайским «фан» танского времени не были замкнуты стенами. Только отдельные здания были скрыты стенами со стороны улицы. А в целом линии улиц не определялись стенами или фасадами зданий, примыкающих одно к другому. В японской столице применялась свободная планировка застройки, улицы были обсажены ивами и вишнями «сакура».

Рынки и храмы, а также школы располагались по традиции в наиболее значительных кварталах города. На юге, при въезде в город, по сторонам дороги Судзака были воздвигнуты западный и восточный храмы.Небольшие каналы и рвы, окружающие-город, служили средством сообщения между его отдельными район...