Курсовая работа "Буддийские храмы и пагоды Китая. Сущность системы "доу-гун""

Название:
Буддийские храмы и пагоды Китая. Сущность системы "доу-гун"
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
917,2 K
30
Скачать
Основные архитектурные постройки, их типы: храм и башня-пагода. Большая и малая пагода диких гусей. Пагода Шицзята храма Догунсы в Инсяне. Храм Фогуансы, железная пагода. Храм пяти пагод, запретный город. Строительные приемы и архитектурные конструкции.

Краткое сожержание материала:

Курсовая работа по теме:

«Буддийские храмы и пагоды Китая. Сущность системы «доу-гун»

Введение

Крупнейшее государство Китай, наряду с Индией, обладало древней и самобытной культурой и представляло мощный ее очаг, оказавший влияние на развитие сопредельных стран: Японию, Корею, Монголию.

Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.

Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части такого поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. По всей видимости, уже тогда начали формироваться те представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Например, круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй - с небом.

В Китае в II-VI вв. распространился буддизм, который в 504 г. становится официальной государственной религией, появляются монастыри (30 тыс. монахов в Северном Китае в VI в.).

В период империи Тан (618-907 гг.) расширялись границы государства. Строительство Великого канала, соединившего реки Хуанхэ, Янцзы, Байхэ; оживилась морская торговля - появляются портовые города (в основе квадрат).

Падение династии Тан (906 г.), возникновение династии Сун (X_-XIII вв.), вплоть до завоевания Китая монголами - разрушение городов, истребление населения. После их изгнания следует династия Мин (1368-серед. XVII в.).

Первые города появились несколько позднее, в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии, именно так были построены города Лоян и Чанъань - древнейшие столицы Китая. К III веку до н.э. (эпоха Воюющих царств) относится первый трактат об архитектуре "Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры, именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой китайской стены.

Окончательно принципы китайской архитектуры (рис.1) сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени не сохранились, однако известно, что существовал дворец целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении "Тянь и Тай" - большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров. Тогда же начали строить пагоды. В V веке, когда север и юг Китая вновь объединились, был создан единый стиль архитектуры, ее основные конструктивные формы, которые с небольшими изменениями сохранились до конца XIX века. В эпоху Сун (X-XIII вв.) в архитектуре намечается тенденция к утончению форм. В последующие века развивается декоративность и даже начинает преобладать над конструктивностью, прежде определявшей облик зданий.

Методы исследования, применяемые при изучение темы:

исторический (построение эволюционного ряда);

стилистический (определение направления, архитектурной школы, архитектурного стиля);

культурологический (развитие архитектурных памятников в социо-культурологической среде, картографированние).

аналитический (архитектурный анализ памятника и определение его места в ряду развития);

Данное задание знакомит студентов с порядком и методами научной работы в архитектуре, что создает предпосылки для следующего сочетания учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью студентов-архитекторов.

Целью написания реферата является более глубокое изучение студентами всеобщей истории архитектуры, а также развитие творческого подхода при работе с научной литературой, архитектурного мышления при освоении наследия мировой архитектуры, формирует базу профессиональной подготовки архитектора, развивает у них архитектурное мышление.

Основные архитектурные типы: храм и башня-пагода

В VI-VIII вв., в эпоху Тан, сложились основные типы построек.

Основные типы жилых домов, каменных и деревянных пагод, деревянных дворцов:

I тип - одноэтажный, деревянный павильон дянь, прямоугольный в плане, на каменной платформе с открытой обходной галереей вокруг здания или со стороны главного фасада. Этот тип зданий - основа всей китайской архитектуры.

II тип - многоэтажные здания лоу или гэ, имеющие до 9 пролетов, длина фасада достигает 30 м.

III тип - павильон тай, стоит на высоком каменном основании - тип применялся для надвратных башен.

IV тип - садовые постройки, беседки тин и открытые галереи лан, соединяющие большие павильоны. Система деревянных кронштейнов доугун из 2-х элементов: доу - подушка, гун - изогнутый кронштейн. Элементом «хвост совы» завершен конек крыши, «горб верблюда» расположен между доугунами и имеет форму подковы.

Привнесенные из Индии вместе с буддизмом пагоды (рис.2), строились по тем же принципам, что и традиционные китайские башни. Изначально они были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологии стали появляться многогранные и многоярусные пагоды.

Рис. 1 - Типы пагод

Буддийские храмы и пагоды Китая

В VI в. н.э., ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за пределы своей империи, оказывают влияние на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером является проникновение из Индии в 504 г. буддизма, известного еще со II в. до н.э., и распространение его по всей территории Китая. Вместе с буддизмом появляются и новые типы культовых сооружений, ставших основными и ведущими: храм и башни-пагоды.

Пагода представляет собой башню из кирпича или дерева, имеющую несколько ярусов с выступающими кровлями за пределы наружных стен. Кроме того, в китайской архитектуре известны "пещерные храмы", подобные индийским и многочисленные буддийские монастыри.

Основные этапы развития архитектуры Китая: Тан - VI-X вв., Сун - X-XIII вв., Мин - XIV-XVII вв., Цин - XVIII-XIX вв. манчжурская династия.

Развитие китайской архитектуры нашло свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Строительными материалами, кроме камня, были использованы дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Так же как и в Индии, в Китае под влиянием сооружений из бамбука, некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

У китайских пагод "зонтики" сооружаются в виде этажей, доступных для посетителей. Первые из обнаруженных в Китае пагод относятся к III и V вв. н.э. и предположительно были деревянными. Ни одна из них не сохранилась. Позднее на севере Китая стали возводиться массивные пагоды из кирпича и черепицы, тогда как на юге в связи с отсутствием других строительных материалов для их сооружения продолжали использовать дерево.

Самая древняя из сохранившихся пагод была найдена в районе Дэнфэн, в окрестностях древней столицы Китая города Лояна, неподалеку от знаменитого монастыря Шаолинь. Эта двенадцатигранная в плане пагода высотой 40 м, называемая Сунюэсы (рис. 3), была построена в 520 г. н.э. За более чем 1400-летний период она выдержала разрушительное действие погоды, природных и социальных катаклизмов, начиная с эпохи монгольского нашествия и кончая временами "культурной революции".

Из прочих древних сооружений следует упомянуть две самые известные в Китае пагоды диких гусей в Сиане.

Большая пагода диких гусей

Большая пагода построена под влиянием индийского зодчества в 652 году и первоначально состояла из пяти ярусов, на которых были помещены буддистские статуи и реликвии, собранные во время своих путешествий Сюаньцзаном. В 704 г. императрица распорядилась надстроить пагоду ещё пятью ярусами. Три верхних яруса изрядно пострадали во время средневековых войн, и их пришлось снести. В настоящее время пагода семиярусная, возвышается на высоту 64 метров; с верхнего яруса открывается прекрасный вид старинного города. Неподалёку раскинулся Храм материнской любви (589 г., перестроен в 647 г.)

Вокруг пагоды - буддийский монастырь с большим парком, в парке стоит памят...