Реферат "Голландский регулярный стиль сада"

Название:
Голландский регулярный стиль сада
Тип работы:
реферат
Размер:
25,2 K
23
Скачать
Геометрически распланированные аллеи и симметричные партеры. Основные идеи и композиционные особенности устройства голландского сада. Симметричная планировка, разделяющая сад на отдельные кабинеты, скрытые за боскетами. Сады голландского барокко.

Краткое сожержание материала:

Федеральное агентство по образованию РФ

Московский Государственный Университет Леса

Факультет ландшафтной архитектуры

Кафедра ЛА и СПС

Реферат по дисциплине дизайн малого сада

на тему

«Голландский регулярный стиль сада»

Выполнила Цыбулина Е. А.

Группа ЛА-41

Приняла Кочетова О. А.

Москва

2012

Содержание

Введение

История

Композиционные особенности

Сады голландского барокко

Голландские палисадники

Примеры голландского регулярного стиля сада

Голландский регулярный стиль в России

Подбор ассортимента

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первое, что бросается в глаза, когда впервые попадаешь в Голландию, необычайно ухоженные, аккуратные дворики, притом не только у частных домиков, но и у больших многоквартирных домов. Усилиями их обитателей любое пространство - даже узкая полоска земли между стеной здания и тротуаром - мгновенно превращается в садик, палисадник, цветник, за которым жильцы ухаживают скрупулезно и с любовью.
В городах дворик перед многоквартирным домом заполнен часто разнообразными хвойниками и вечнозелеными кустарниками.

Сильнейшее стремление жителей Голландии к обустройству своей придомовой территории дало мощный толчок к развитию садово - паркового строительства.

История

В XVII в. в Голландии сложился оригинальный тип сада, который так и назвали голландским. Геометрически распланированные аллеи и симметричные партеры примыкали непосредственно к дому (что давало возможность обозреть его архитектуру), далее, в глубину голландский сад плавно переходил в пейзажный, таким образом, что дом оказывался скрытым от посторонних глаз. Голландский сад одновременно регулярен и живописен, однако связывать его со стилем Барокко нет оснований, поскольку эстетика Барокко в голландском искусстве не получила признания. Французский садовод Андре Молле посвятил шведской королеве Христине (см. Христины Шведской собрание) книгу "Сад удовольствия" (франц. Jardin de Plaisir), изданную на шведском языке в Стокгольме в 1651 г . В книге излагаются основные идеи устройства голландского сада: симметричная планировка, разделяющая сад на отдельные кабинеты, скрытые за боскетами.

В каждом кабинете -- свои цветы: тюльпаны, розы, гвоздики и плодовые деревья. В центре сада обычно устраивают фонтан. Дом, в отличие от французского "регулярного стиля", ставят не по главной оси или в перспективе радиальных аллей, а сбоку, под углом, наполовину скрытым зеленью.

Сочетание "регулярного" голландского и "пейзажного" садов получило распространение в России в усадебных парках. Причем голландский сад, непосредственно примыкающий к дворцу или усадебному дому, стали именовать собственным. Этой традиции следовали даже в столице. Так, с западной стороны Зимнего дворца в Петербурге, построенном Ф. Б. Растрелли в 1754--1762 гг. по французской схеме, с курдонером, устроен сад, наподобие голландского (ныне в измененном виде).

В пристроенном в 1764--1775 гг. к дворцу с восточной стороны здании Малого Эрмитажа на уровне второго этажа устроили также собственный -- "висячий сад". В XVII--XVIII вв. появлялось множество трактатов по садоводству и ландшафтной архитектуре. В 1665 г. на латинском языке вышла поэма иезуита Р. Рапена "Сады", в 1681 г. -- сочинение Ж. де Лафонтена "Поэма о хинине", затем -- "Виндзорский лес" А. Поупа (1713), "Времена года" Дж. Томсона (1730), "Критические леса" Гердера (1769). В 1709 г. -- трактат французского архитектора Ж.-Б. Леблона "Теория садового искусства", благодаря которому он был приглашен на работу в Россию, в Петербург.

Композиционные особенности

Голландский сад сохранил свои традиции и кажется сошедшим с картин великих мастеров прошлого. Обычно имеет небольшие размеры. Центром всей композиции сада является партерный газон, окруженный пестрым миксбордером из цветов, декоративных кустарников и иногда небольших деревьев. По периметру сада размещают стриженую живую изгородь. Деревьев в голландском саду обычно немного, но все они хорошо сформированы и ухожены. Основными особенностями голландского сада является его небольшой размер и ухоженность. Дом расположен таким образом, что делит весь участок на две части. Передняя -- парадная с партерным газоном, яркими цветами по периметру газона и стриженной живой изгородью, обрамляющей цветники. Забор, как правило, устраивается невысокий, чтобы соседи и прохожие могли любоваться достижениями хозяев ландшафтном дизайне. Также обязательно наличие каких-либо акцентов. Это может быть декоративная мельница, тачка, предмет быта прошлого или красивое необычной формы дерево.

В дальней части расположены плодовый сад, огород, обязательный для голландского сада и хоз постройки. Деревьев в саду не много, но все они хорошо сформированы. Строго соблюдается основной принцип -- аккуратность. Ни один кустик, ни одно растение не остается без внимания и любви хозяев.

Часто проставляется главный акцент - это может быть, например, небольшое красиво цветущее штамбовое деревце. Благодаря своей форме оно будет привлекать внимание в любой сезон.

Сады голландского барокко

голландский сад симметричный планировка

Сравнительно с предшествующими стилями сады барокко имели гораздо больше индивидуальных и национальных разновидностей. Среди национальных разновидностей садов барокко особенную важность для всего Севера Европы представляли сады Голландии. Голландское барокко имело особенное значение и для развития русского садоводства XVII и XVIII вв.

Голландские сады еще больше подчеркивали характерный для барочных садов элемент иронии, шутливости, увеселения. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой -- плодовым растениям, третий -- лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).

Центральная, довольно узкая аллея соединяла между собой кабинеты, которые не были симметричны друг другу по тематике. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы.

В голландских регулярных садах дворец обычно не занимал центрального положения, а располагался сбоку, в углу сада, с фасадом, сплошь закрытым деревьями. Хозяева и их гости могли уединяться в «огибных аллеях», скрываться в беседках, павильонах, эрмитажах и за трельяжами.

Другая черта голландских садов -- обилие цветов, с середины XVII в.-- тюльпанов, которые разводились, ввозились и вывозились, которыми торговали и которые представляли в XVII в. огромную ценность. Редкие тюльпаны были в XVII в. в такой цене, что луковицы их могли быть обменены на роскошный экипаж, небольшое поместье в двенадцать акров или мельницу .Тюльпан был привезен в Европу Ожье Гизелином, послом Фердинанда I у Сулеймана Великолепного -- в 1554 г. В 1561 г. первые луковицы были привезены в Антверпен, который с 1630 г.-- центр финансовых спекуляций луковицами. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию».

В голландских садах предпочитали душистые растения недушистым. Голландское садовое барокко оказало влияние на многие страны Европы, но особенное значение оно имело в Англии. В XVII в. английское садоводство развили протестантские беглецы с континента: гугеноты из Голландии и Франции. Они ввели новые овощи, новые цветы, новые приемы в агрокультуре, особенно в Восточной Англии, где многие из них обосновались.

Голландское садоводство распространилось и в других странах -- особенно в Прибалтике. (Андре Молле - Стокгольм).

Голландские палисадники

Палисадники в Нидерландах - открытое к обозрению пространство между домом и тротуаром. Пейзажные палисадники в Голландии не прижились, так как люди этой национальности традиционно тяготеют к упорядоченному пространству.

По-прежнему популярно создание различных геометрических форм с помощью вечнозеленого самшита. Внутри формы, будь то круг, треугольник, квадрат или ромб, часто сажают розы или лаванду, которая в условиях мягкого климата зимой не цветет, но не теряет листьев, приобретая серебристый оттенок и создавая красивый цветовой контраст c самшитом. Геометрическую форму водного пространства нередко подчеркивают аккуратно постриженным самшитом, высаженным по контуру. Вечнозеленый падуб зеленого цвета с добавлением желтого или серебристого, леукотое (лат. Leucothoл) с красноватым оттенком зеленой листвы, американская сирень (Ceanothus) с мелкими глянцевыми листьями - все это широко используется как в форме куста, так и на штамбе. Растения на штамбе крайне популярны. Любую розу и многие вечнозеленые кустарники можно встретить в виде деревца различной высоты. Многолетники, привитые на штамб, дают дополнительные возможности для создания стильной композиции из одинаковых, но разных по высоте растений.

Примеры голландского регулярного стиля

Замок Де Хаар. Ба...