Дипломная работа "Дизайн-концепция нового парка "Четыре стихии" г. Белгорода (зоны созерцательного отдыха)"

Название:
Дизайн-концепция нового парка "Четыре стихии" г. Белгорода (зоны созерцательного отдыха)
Тип работы:
дипломная работа
Размер:
117,9 K
28
Скачать
Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве разных культур в контексте исторического развития. Художественно-композиционные аспекты проектирования зон созерцательного отдыха в многофункциональном парке для разновозрастных групп населения.

Краткое сожержание материала:

http:///

Управление культуры Белгородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Факультет «Дизайн»

Кафедра «Дизайн»

Выпускная квалификационная работа

дизайн-концепция нового парка «Четыре стихии» г. Белгорода (зоны созерцательного отдыха).

Студентки Чуб Анны Владимировны

Научный руководитель: Легеза Ю.А. - заслуженный работник культуры, доцент

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве различных культур в контексте исторического развития

1.1 Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Древнего мира

1.2 Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Востока

1.3 Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Средневековья и Нового Времени

1.4 Отражение философских тенденций в современном садово-парковом искусстве

ГЛАВА II. Художественно-композиционные аспекты проектирования зон созерцательного отдыха в многофункциональном парке для разновозрастных групп населения «Четыре стихии» г. Белгорода

2.1 Основные требования, предъявляемые к зонам тихого отдыха и созерцания, детским игровым площадкам

2.2 Анализ природно-климатических условий на участке, отведенном для строительства парка

2.3 Обоснование дизайн - концепции зон созерцательного отдыха, детских игровых площадок в парке «Четыре стихии»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В целях создания комфортного жизненного пространства для жителей Белгородской области запущен областной проект «Зеленая столица». В рамках программы выделено пять основных направлений: озеленение и ландшафтное обустройство жилых массивов и придорожных территорий, рекультивация земель после техногенного воздействия, создание и обустройство рекреационных зон, облесение меловых склонов, а также производство посадочного и посевного материала для всех этих работ. Уже к 2014 году Белгород должен превратиться в один большой парк. 285 рекреационных зон появятся в течение четырех лет.

Еще один грандиозный проект, который реализовывается в настоящее время, - «500 парков Белогорья». Программа должна стать своеобразным брендом региона - его визитной карточкой, которая будет работать как на культурную, так и на экономическую привлекательность области. Проект должен превратить Белгород в центр европейского озеленения.

Говорят, что красивый сад напоминает человеку об утерянном Рае… Белгород может стать его центром, поэтому актуальным для города сегодня является создание современного парка отдыха, олицетворяющего собой гармоничное сочетание человека и природы.

Данная научно-исследовательская работа - это попытка глубже проникнуть в суть проблемы изучения ландшафтного проектирования, как средства духовного и эстетического развития личности. Этим обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: создание многофункционального парка отдыха для различных групп населения.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: садово-парковое искусство различных культур в контексте их исторического развития.

Предмет исследования: зоны созерцательного отдыха, детские игровые площадки в многофункциональном парке «Четыре стихии».

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу и другие научные источники по теме дипломной работы.

2. Проанализировать влияние философских тенденций в современном садово-парковом искусстве различных культур на существующих примерах.

3. Проанализировать природно-климатические условия на участке, предназначенном для парка.

4. Разработать дизайн-концепцию зон созерцательного отдыха, детских игровых площадок парка отдыха «Четыре стихии».

5. Подобрать перечень растительного материала.

6. Выполнить в макете основные элементы парка «Четыре стихии» в г.Белгороде.

7. Предоставить графический ряд с визуализированными видовыми точками паркового комплекса.

Методологической основой исследования:

являются научные труды и исследования таких ученых как Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С., Сычёва А.В, Тимофеев Д.А., Фролова М.Ю., Лихачёв Д.С., Самохвалова В.И., Николаев В.А., Богова И. О., Голованов А.И., Кохно Б.И., Кочережко О.И., Лепкович И.П., Павленко Л.Г., Устелимова С.В., Юрченко А.В., Чёрная З.Ю., Легеза Ю.А., Пендюрин Е.А. и другие.

Методы исследования: Решение поставленных задач потребовало использования исторического подхода к изучению объекта в связи с сутью самого ландшафтного проектирования и влиянием его на моделирование окружающей городской агломерации и для понимания всего многообразия его компонентов в динамике развития. Предполагается использование следующих методов: наблюдение, теоретический анализ, синтез, беседа, сбор аналогов, сравнение, обобщение, фотосъёмка объекта, подбор растительных материалов, использование СНИПов, экскурсия.

Структура дипломной работы включает в себя: пояснительную записку (содержание, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение), графический ряд, макет.

ГЛАВА I. Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве различных культур в контексте исторического развития

1.1 Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Древнего мира

Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души.

Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. Первые исторические упоминания о сказочных садах, безусловно, восходят еще к доисторическому прошлому, а именно к райскому саду «Эдем». Люди всегда верили в существование рая на Земле, блаженного уголка, где царит гармония и нет ни горестей, ни печали. Может быть, нам так и не суждено узнать, где был тот райский сад, но это нисколько не умаляет его притягательности.

О сотворении Адама и Евы, последующем грехопадении и изгнании из созданного для них Богом рая повествуется в начале Книги Бытия, первой книги Священного Писания иудеев и христиан. Эта история райского сада - Эдема, описанная в Библии, веками пленяла воображение художников и поэтов, пытавшихся хотя бы на холсте и бумаге воссоздать образ утраченного блаженства.

С древних времен сады и растения посвящались богам. Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада.

На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения человека к миру, природе и степень ее освоения. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады «наслаждений» (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко).

Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. «Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи». Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...». Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт». В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических меч...