Контрольная работа "Географический обзор селения"

Название:
Географический обзор селения
Тип работы:
контрольная работа
Размер:
39,6 K
23
Скачать
Большая раcсредоточенность жилых построек селения. Природа Тадмагитля. Животный мир гор. Краткий очерк о происхождении селения. Проблема происхождения дагестанских народов. История религии и обрядов жителей села. Происхождение географических названий.

Краткое сожержание материала:

1. Географический обзор селения

Селение отличается большой раcсредоточенностью жилых построек и по этой причине занимает самую большую площадь среди сел района 10 км?.

В состав селения входят хутора:

Штаб-центр села,

Мигишто,

Цвакилколо,

Тадмагитль,

Гадари,

Кванкеро,

Скандал-аул и др.

Селение Тадмагитль своими застройками непосредственно граничит с соседним селением Кудиябросо и плотно подходит к селению Лологонитль. Вокруг селения Тадмагитль. располагаются земли сел. Тильбищо на западе, Лологонитль на юге, Кудиябросо на востоке, Карата на севере.

Разделяя селение на разные части, по его территории протекает река Тархо с ее притоками Тильбищинка и Изанинка.

Средняя высота селения над уровнем моря достигает 1400 м. Расположенные вокруг высоты превышают 2000 м. Наивысшей точкой Ахвахского района является гора Тархо 3150 м.

В настоящее время в селении Тадмагитль проживает 1100-1200 человек.

Выходцев из села по самым скромным подсчетам 2000 человек.

Территория села представляет собой гористую местность (высота вершин - 1500 и более метров), расчлененную ущельями и горными долинами.

2. Природа селения

Природа Тадмагитля уникальна и разнообразна, богата прекрасным ландшафтом, вершинами гор, великолепными лесными массивами, разнотравьем лугов, террасными горными склонами, ущельями, разнообразным животным и растительным миром, шумящими речками.

Перепад высот от дна долины реки Тархо до одноименной вершины составляет примерно 1100 - 3500 м. На вершинах Тархо лежат вечные снега. Между огромными скальными утёсами на высоте 1300-2000 м, находятся сёла. Склоны хребтов и долины покрыты, в основном, субальпийской и альпийской растительностью. Субальпийские луга отличаются исключительно пышной и разнообразной растительностью с высотой травостоя до 80-120 см. Особенно красивы луга и горные склоны в весенний период разнообразием оттенков цветущих растений, их аромат опьяняет каждого посетившего этот край. Несмотря на свою труднодоступность, они служат летними пастбищами для многочисленных отар овец.

Климат прекрасный. От воздушных масс со всех сторон защищает горные утёсы и хребты. Тем не менее, осадков тут выпадает много - около 1000 миллиметров. В течение всего года, в том числе зимой, преобладает солнечная погода. Но здесь большая разница между температурами дня и ночи.

Большое значение в климатическом режиме участка имеет гористый рельеф местности. Представьте себе, что тропинка, как ленточка, вьется между скал по крутому подъему. Время от времени она становится такой узкой и опасной, что двоим не разойтись, приходится держаться за выступ или за кустарник и прислониться к щеке скалы, а внизу шумит быстрая горная речка, а этот шум воды похож на жужжание пчел и эхом отражается в скалах…

На территории района протекают десятки речек и речушек. Вода в речках в ясную погоду прозрачная и холодная. Сколько речек - столько же и источников, т.е. родников. Родник от слова «родить», земля родила источник, исток, который является началом каждой речки. Напившись кристально чистой ледяной воды горного родника, бьющегося из-под земли и обладающего уникальными лечебными свойствами, и помыв этой водой ноги и лицо, как рукой снимается усталость. Кто бывал высоко в горах и на лесных массивах, тот мог наблюдать, как поразительно и чудесно это явление природы. Очевидцами этого являются чабаны, пасущие отары овец по горам и долинам в летнее время. Родник все время в движении. Днем и ночью льется и льется, журчит по мелким, как рыбьи чешуйки, камешкам. Нет счета его веселым мелодиям и звукам, кто к ним прислушивается. Журчание родника - самое звонкое и веселое: слушаешь его и не наслушаешься. Это явление природы каждому очень знакомо, и мне не раз пришлось сидеть у чистого родника, утолять жажду, опустив в холодную воду усталые ноги, и слушать его журчание.

Межгорные котловины, обращенные на север, покрыты многочисленными массивами леса, которые поднимаются до 2400 метров. Кроме берёзы здесь часто встречаются клен, липа мелколистая, граб кавказский, дуб, козья ива и др. Выше 2000 метров можно наблюдать примеси рябины. Травостой, как правило, представлен разнотравьем и достигает 1 м. и выше. На высоте 1800 - 2500 м. расположены субальпийские луга, которые переходят к альпийским.

Разнообразен и богат животный мир этих гор. На скальных выходах Богосского хребта, заросших травянистой растительностью, обитает горный тур. В ахвахских горах и лесах можно встретить косулю, кавказский улар, кабан, медведь, безоаровый козёл, волк, лисица, барсук, ласка, заяц. и др. Из птиц беркут, бородач, черный гриф, белоголовый сип, которые занесены в Красную книгу. Из других птиц встречаются альпийская галька, горихвостка большая, альпийский вьюрок, оляпка обыкновенная, кавказский тетерев.

Известный ученый ботаник, профессор В.М. Зимин из Санкт-Петербурга автор труда «Библиотека лекарственных растений научной и народной медицины», посетивший в 1990 году эти места заявил: «Ваши горы - это мировая аптека, я нигде не встречал такого изобилия целебных трав, корней и цветов: рододендрон, зверобой, тысячелистник, чабрец, мята, одуванчик, гвоздики, тмин, подорожник, ромашка, крапива и т.д. Подумать только, сколько сортов и грибов. Дикий мед никто не собирает. В лесах много диких зверей: медведей, волков, зайцев, косуль, барсуков, в горах: оленей, туров, куропаток…».

Многие сравнивают Ахвахский участок со Швейцарией. Где вы можете испытать такое удовольствие? Только в горах!

При нормальном финансировании государством, частными инвесторами на территории Ахваха можно создавать туристическую базу и соответствующую инфраструктуру. Для этого у нас все условия: люди с чистой совестью и гостеприимством, чистый воздух, альпийские и субальпийские луга, богатые леса и обильная растительность, многочисленные речки.

3. Краткий очерк о происхождении селения

Поскольку до позднего времени ахвахцы в источниках не упоминаются, писать их историю очень трудно. Сложно установить и точное время заселения Тадмагитля, так как отсутствуют достоверные источники, данная местность археологами слабо изучена. Не обнаружены пока ещё и древние памятники, которые могли бы засвидетельствовать время заселения данной территории древнейшими поселенцами. Поэтому приходится исходить из принципа общности исторических процессов, происходивших на территории Дагестана, в частности в его горной части. Исходная дата заселения этого региона видимо относится к IV-II тыс. лет до. н.э., когда Передняя Азия была охвачена начавшимся ещё в эпоху раннего энеолита массовым миграционным движением в Европу, который со временем охватил и весь Кавказ. Дагестан, в силу природно-географических условий и особенностей расположения, был наиболее удобным местом на этом пути. Проходя через Кавказ, в частности Дагестан, эти племена «оставляли часть своих собратьев» в этих краях. Ахвахская земля представляла много удобств для первобытного обитания человека, здесь произрастали густые леса, травы, имелись обильные источники воды. Имелось в Ахвахе и много солнечных мест, горы были богаты живностью.

Эти племена вели оседлый образ жизни, природные условия благоприятствовали развитию здесь земледелия и скотоводства, хотя удобных для земледелия земель было мало. Террасы по склонам гор и по долинам рек возникли из-за нехватки земли и создавались, тяжёлым трудом многих поколений. Можно предположить, что первоначальные формы террасирования в данной местности относятся к достаточно древним периодам исторического развития.

Проблема происхождения дагестанских народов усложняется ещё и тем, что в имеющихся письменных источниках все современные народы Дагестана не упоминаются. Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к начальным векам нашей эры. Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские и прочие авторы.

Если верить этим преданиям, праотцом ахвахцев является Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. Говорят, что у него не было никакой религии, и он был самым заблудшим грузином. Подтверждением этого служит название главной ахвахской горы и имена его потомков: Туручи, Тураали, Тледахан, Бетлан, Бакур, Чамот, Хабир, Гожо. Именами этих людей названы также некоторые местности.

Во времена Тахо (или Туручилава), его сына Тураали или Тледахана у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали на хуторах, в пещерах. У Тураали было два сына, одного звали Ашва, а другого Аша. А у брата Туручи два сына: Изано и Зано. Сын Тураали Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву на солнечной стороне напротив высокой скалы Чета. Эту местность занимали крупные валуны из белого камня, которые скатились туда в результате землетрясения, оторвавшись от скалы. Временем основания села можно приблизительно считать первый век нашей эры. Село было названо по имени его основателя Ашва. Название современных ахвахцев «Ашвадо» произошло именно от этого имени. И по сей день ахвахцы называют «Инкlа-гьани», на аварском же языке его перевод звучит Кудиябросо. Надо отметить, что со временем это село претерпело очень много изменений, из-за нашествий Мервана, затем войн казикум...