Курсовая работа "Жизнь и обычаи средневековых русских людей"

Название:
Жизнь и обычаи средневековых русских людей
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
64,8 K
17
Скачать
Формирование традиционного русского свадебного обряда с распространением христианства. Обряды во время похорон и поминовения усопших. Особенности архитектуры городов и зданий в старину, украшение комнат и домашняя утварь, одежда и быт русских людей.

Краткое сожержание материала:

Оглавление

Введение

Праздники. Обычаи и приметы в праздничные дни

Зимние праздники и обычаи

Весенние праздники и обряды

Летние праздники и обычаи

Осенние праздники и обряды

Свадебные обряды и обычаи

Обряды во время похорон и поминовения усопших

Обычаи и порядки русского народа

Жилые местности на Руси

Архитектура городов и зданий

Украшение комнат и домашняя утварь

Одежда

Образ домашней жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Родословное древо русской культуры своими корнями уходит в та-инственные толщи средневековья. Эти корни питались неисчерпаемыми родниками народной мудрости. И было нечто общее, объединяющее всю сформировавшуюся нацию: православие с консерватизмом его канонов и обожествлением царской власти, беззаветная любовь к родной земле, Отечеству, обычаям и традициям предков, где тесно переплетались язы-чество и христианство.

Как же жили наши предки, какие обычаи чтили, какие традиции со-храняли?

Известный русский историк Н.К. Костомаров (1817-1885) отмечал, что бытовые стороны жизни людей, их обычаи и привычки, нравы, с уче-том возможностей и достатка были схожими у всех сословий на Руси.

Я считаю, что актуальность этой темы заключается в том, что многие из обычаев русского народа, дошедшие до наших дней, претерпели значительные изменения, и современные люди уже мало что знают о старинных обычаях, обрядах и праздниках своих предков. Поэтому моей основной целью является исследование обычаев и обрядов русского Средневековья и выяснение, насколько сильно они изменились к XXI веку. Для этого я собираюсь исследовать соответствующую литературу, изучить народные праздники, обычаи, поверья и образ жизни русских людей.

Праздники. Обычаи и приметы в праздничные дни

В России каждый народный праздник сопровождался обрядами и усвоенными им песнями и пением. Само происхождение того или иного празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных священных празднеств и независимо в отношении к священным обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и проч. Так что почти всегда, где был торг, там был суд и расправа и торжественный праздник. Торжественность дня усиливалась еще больше от слияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Эти обычаи легко поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а самые сборные местности считались священными, всегда находились близ удобных мест для сообщения (рек, дорог и т.д.).

Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы при посредстве жрецов или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти. Когда христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились до сих пор в форме увеселений, обычаев, вроде празднеств. Некоторые обычаи язычества привились и христианским торжествам.

Зимние праздники и обычаи

Рождественские святки:

Святки - это две недели зимних праздников между Рождеством и Крещением, с 25 декабря/7 января по 6/19 января следующего года. Изначально святки - это языческий праздник. Ведь до принятия христианства на Руси святки были празднеством в честь верховного бога неба Белбога. Его также называли Святовит, отсюда и пошло название "святки". Святки в древности были не веселым развлечением, как сейчас. Святочные обряды в то время представляли собой не только гадания о будущем, но и заклинания на весь год. Наши предки верили в магическую силу ритуалов и считали, что от правильности их выполнения зависит урожай, успех в охоте, благополучие будущего года, а значит, и жизнь людей.

С принятием христианства святки не исчезли, но "подстроились" под церковный календарь. Они заняли место между праздниками Рождества и Крещения, но языческая природа сохранилась в различных обрядах, гаданиях, приметах.

а) Коляда. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря по 5 - 6 января.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища. Полагают, что Коляда признавалась славянами, за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества Стрижев А. Народный календарь - М.: Наука, 1993 - с. 75 ».

Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры. Пели и плясали вокруг них. После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же, как и в древности, жгли костры, в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, а иногда и молодые женатые мужчины, и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.

Колядовщики обходили дома крестьян, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особенные благожелательные песни, называвшиеся колядками.

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.

«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по 5-10 групп колядовщиков. Колядование было известно по всей территории России, но отличалось местным своеобразием. Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду - «кликать овсень», «кликать Коляду».

В разных частях России колядование проходило по-разному. Так. Например, в северных губерниях европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Здесь колядные песни были направлены на величание каждого члена семьи, жившего в доме. Колядующие начинали с песен под окном, а сам обряд заканчивался уже в избе традиционной просьбой о подаянии.

В результате обряд колядования состоял в своеобразнм обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали из козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, в каком районе проходили колядования.

Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

б) Славление наших царей. Хотя в России не было западного праздника путешествие трех царей, но со времен Алексея Михайловича было введено ходить государям в святки славить даже к своим подданным. Славление начиналось с полудня праздника следующим образом Русские простонародные праздники. М., 1837 г., с. 56.. Процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою из князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.

По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. Тех, кто уклонялся от славления, наказывали кнутом и батогами. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача (жалованье) под названием славленного.

в) Новый год. В глубокой древности Новый год чаще всего связывался с весной - началом возрождения природы. На Руси, со времен введения христианства, Новый год праздновался 1 марта. В 1343 году Московский собор постановил считать новолетие, согласно греческому церковному исчислению, с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с марта продолжалось еще около 150 лет, и только в 1492 го...