Курсовая работа "Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра"

Название:
Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
47,0 K
15
Скачать
Народные истоки фольклорного театра. Общая характеристика понятий: обряд, празднества, игрища. Основные жанры фольклорного театра. Балаган, кукольный театр, вертеп, бытовые сатирические и героико-романтические народные драмы. Обрядовые игровые элементы.

Краткое сожержание материала:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕФОТОГРАФУ РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра»

Выполнила:

Панькова И.

31 НХК группы

Проверила:

Богачёва М.А.

Белгород 2006

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
1.1 Фольклорный театр. Общая характеристика
1.2 Народные истоки фольклорного театра: обряд, празднества, игрища (общая характеристика понятий)
ГЛАВА 2. ИГРИЩА, ПРАЗДНЕСТВА И ОБРЯДЫ В СТАНОВЛЕНИИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Изучение народного театра представляется нам исключительно интересным для выявления многих важных вопросов эстетики. Большое место в работе занимает проблема соотношения форм театрального искусства с фольклором и такими формами народного действа, как обряды и магические действа (игрища). Магические элементы, равно как и более поздние христианские верования, не окончательно утеряны фольклорным театром. Однако доминирующей в сложной структуре функций народного театра выступает эстетическая функция. Театр как синтетическое искусство использует все богатство художественных средств, включая и слово, и жест, и движение, и декорации, и костюм, и маски. Все эти элементы структурально связаны в системе фольклорного театра. Анализ этой структуры может представить интерес для историков и теоретиков театра, а также для изучения некоторых историко-эстетических проблем (сравнительное изучение различных видов искусства, соотношение таких категорий эстетики, как комическое и трагическое и т. д.).
Среди работ о фольклорном театре отметим следующие:
Всеволодский-Генгросс В. Н. История Русского театра; Богатырев П. Г. Народный театр чехов и словаков; Крупнянская В. Ю. Народная драма "Лодка"; Савушкина Н. И. Русский народный театр; Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVII-начала XX века.
Цель курсовой работы заключатся в выявлении истоков фольклорного театра и обозначение их роли в становление театра.
Объект исследования: Фольклорный театр.
Предмет исследования: Народные истоки народного театра.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику фольклорного театра;
2. Определить основные народные истоки фольклорного театра, дать краткую характеристику понятий;
3. Выявить роль обрядов, игрищ и празднеств (гуляний) в становлении фольклорного театра.

Способы и методы исследования: Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); структурно-функциональный метод, системный метод; методы изучения и обобщения передового опыта (наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы обобщения и систематизации полученных результатов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснованы актуальность, проблема и выбор темы исследования; определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первой главе «Народные истоки фольклорного театра», мы даём общую характеристику фольклорного театра, его основных видов: театральный период и дотеатральный период. Выявляем основные компоненты являющиеся истоками зарождения фольклорного театра. К ним мы относим обрядовые действа и связанные сними ряженье, игрища устраиваемые молодёжью по поводу праздничных гуляний и празднества, даём общую характеристику этих понятий.

Во второй главе «Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра» мы выявляем их роль в стнаовление театра.

ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА

1.1 Фольклорный театр. Общая характеристика

Фольклорный театр -- традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.

Фольклорный театр -- наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает совокупность театральных явлений в фольклоре -- разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов. В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались.

К основным жанрам фольклорного театра относятся:

Балаган

Это временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых представлений. В России они известны с середины XVIII в. Балаганы обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. «Дед» решал успех карусели, он был очень нужен для «замана», поэтому карусельщики обязательно старались обзавестись «дедом». Но настоящих мастеров этого дела было все же немного, почему и пользовались второпях подысканными людьми, наспех заучивавшими несколько прибауток. Отсюда -- трафарет, невзыскательные шутки, переходившие от одного к другому и утрачивавшие свою соль.

Раёк

Раёк - обязательной частью народных гуляний и увеселений в городах России прошлого столетия. К концу века наряду с переносным райком появились и стационарные установки довольно внушительных размеров с несколькими стеклами. На крупных ярмарках и гуляньях выступало сразу по несколько раешников. Принадлежность к гулянью, к праздничной площади определила основные черты этих представлений. Во-первых, ящик расписывался сочными красками, украшался фигурками, флажками, своеобразным флюгером с надписью «Всемирная Косморама» (так называл свой театрик хозяин райка). Во-вторых, одежда раешника, как правило, была подчеркнуто небудничной, напоминающей балаганных «дедов-зазывал». Наконец, раешник умело заигрывал с публикой, зазывая ее к своей панораме. Лента райка состояла из серии лубочных картинок. Здесь же можно было увидеть грешников, мучающихся в аду, комету Бела, железную дорогу, портреты государственных и общественных деятелей (русских царей, Наполеона, Бисмарка, Ломоносова, турецкого султана) и многое другое.

Кукольный театр.

У русских были известны три вида кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Популярным был театр Петрушки. Вертеп был распространен в основном в Сибири и на юге России.

Кукла -- основа представления -- воспринимается только тогда, когда «оживает» в руках актера. Это хорошо знали народные кукольники, почему и не давали своим героям ни минуты покоя: куклы жестикулировали, раскланивались, передвигались вдоль ширмы, выскакивали, скрывались, гонялись друг за другом. У хороших петрушечников слова и жесты бывали настолько согласованны, что создавалась полная иллюзия действительного оживления кукол. Настоящие мастера умели обиваться даже того, что за счет еле заметного наклона или поворота головы, корпуса, при котором по-иному падала тень, освещались нарисованные или стеклянные пуговицы-глаза, вырисовывались брови и рот -- казалось, кукла сердится, смеется, недоумевает, грустит.

Театр Петрушки -- русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей -- обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и прочее). Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.

Характерные черты внешнего вида Петрушки -- большой нос "крючком", смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда, воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика -- приспособления, благодаря которому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. Представление театра Петрушки состояло из н...