Реферат "История народной песни во Франции"

Название:
История народной песни во Франции
Тип работы:
реферат
Размер:
3,6 M
20
Скачать
Эпическая песня как жанр. Подлинные повествовательные песни, их истоки и особенности. Цикл народных песен, пастораль о Робене и Марион. Основное содержание колыбельной. Музыка, сопровождавшая религиозные обряды галлов. Тональность в народной мелодии.

Краткое сожержание материала:

ГоУ СПО

Орский колледж искусств

РЕФЕРАТ

по фольклорной практике на тему: «История народной песни во Франции»

Выполнила: студентка IV курса ОТМ

Ильина Татьяна

Руководитель: Вежелева Э.К.

Орск 2013

Введение

Французская песня известна нам с двенадцатого века. Но долгое время она не была характерно народной, а сливалась с общей поэзией. Только с шестнадцатого века начинается их разделение. Городская поэзия, аристократизируясь, отошла от своей сестры, и последнюю стала хранить лишь память народа, легкомысленная, изменчивая и капризная. Большинство дошедших до нас французских народных песен создавалось в семнадцатом веке, но все они подвергались позднейшей обработке, подновлявшей строение фраз и заменявшей вышедшие из употребления слова современными. Все они могут быть разделены на два основных типа: балладный, когда рассказывается какое-нибудь событие, особенно поразившее народное воображение, и лирический, с обязательным припевом, пение которого заменяло музыку или сопутствовало ей на деревенских балах. Несмотря на то, что во многих местностях Франции крестьяне говорят на особых наречиях, так называемых патуа, остатках древнего языка, вытесненного языком центральной Франции, народные песни написаны чистым французским языком. Когда крестьянин хочет творить, он ищет слова более изысканные, чем те, которые он слышит каждый день, особый поэтический язык.

В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de metiers), календарные, например рождественские (Ноэль); трудовые, исторические, военные и др. Некоторые из низ будут подробно рассмотрены в данной работе. Также будет уделено внимание тональности, ритму и лирическим формам народных мелодий.

Песни повествовательные, эпические, легенды, исторические песни, жалобы

Эпическая песня, начиная с эпохи Меровингов, была в большом почёте во Франции. Это народная песня в собственном смысле, предмет, наиболее близкий по духу нации. В средние века существовали 3 рода повествовательных песен: эпические песни, основывающиеся главным образом на преданиях германских завоевателей; религиозные песнопения, сочинявшиеся священнослужителями в подражании первым, и, наконец, песни-легенды, созданные непосредственно народными талантами.

Эпическая песня, как жанр, под влиянием времени развивается, трансформируется растет и становится неузнаваемой. Ее исполнял жонглер, так называемый народный певец. Именно эпические песни положили начало жанру, в котором бродячие певцы некоторых стран увековечивали события. Это-жалоба, planctus древних религиозных писателей. Литтре определяет этот жанр так: «Жалоба - народная песня на темы некоторых трагических событий или благочестивых легенд.» Жалоба в своем истинно народном значении - это прежде всего рассказ; тип повествовательной песни, грустной и серьёзной. Народные жалобы вышли из употребления и в наши дни исчезли полностью.

Религиозная же жалоба осталась в памяти народа. Она распространялась средствами гораздо более многочисленными. В рукописном сборнике народных песен, помещены серии озаглавленные: Легенды, Жития святых, Миракли, Жалобы. В них содержится большое количество песни разнообразного происхождения дошедших до нашего времени только в изустной передаче. Таковы легенды «Иисус Христос и две хозяйки», «Мария Магдалина» и так далее. Но из всех религиозных сюжетов наиболее часто использовался и толковался на тысячи ладов - «Страсти Христовы». Влияние на жалобы средневековых священных песнопений очевидно.

Видоизменяясь и развиваясь, повествовательная песня, с одной стороны достигла размеров эпической поэмы, с другой стороны, с другой стороны, подверженная чуждому ее природе влиянию, она потускнела и лишилась присущего её характера, став, наконец шуточной и сатирической. В то же время в глубине деревень она отлично сохранилась не утратив своей жизненности, юности, свежести. Несмотря на то, что эти песни - повествовательные, романические или песни - легенды - являются истинным украшением современных сборников, их не встретишь в публикациях последних столетий. Можно восстановить тип жалобы прошлого по знаменитой песне «Перонелла». Эта песня была исключительно популярная в течение нескольких веков. Она принадлежит этому жанру по духу, форме стихосложения, по характеру мелодии. «Песня о Рено» издавна считается классическим типом народной песни. Так же известны «Жермин», «Жуссом», «Порщеронн», «Супруга крестоносца» и т.д.

Народная жалоба, какого бы сюжета она ни касалась - романического или любовно-приключенческого, почти не изменяет своего характера. Также она берет сюжеты из обыденной жизни. Темой её обычно становятся любовные истории с трагической развязкой; картины преступлений, порой полные жестокости и пагубных земных страстей; трагические сцены, развертывающиеся вплоть до подножия эшафота, чаще всего грубые, иной раз трогательные в своей простоте и в своей раздирающей сердце искренности.

Напевы этих песен зачастую не что иное, как некий род мелопеи или короткой мелодической формулы, с характером церковных песнопений. Как например в песне «Жан Рено» и «Король Лоис». В иных напевах песен-жалоб сильно выражен характер неторопливого деревенского пения, причудливо орнаментированного, с особенными размерами и длительными задержками голоса на заключительных нотах.

Множество повествовательных песен имеют не столь строгую мелодику; в них появляется мажор, ритм становится силлабичным и отрывистым. В поэтических текстах этих песен появляется рефрен. В мелодиях выражается народное вдохновение. Их форма ясна, спокойна, лишена жестокости и неподвижности. Опираются на простую, крепкую ритмическую основу.

Подлинные повествовательные песни - это те, которые созданы народной фантазией, свободной от всяких помех, импульсивно выражающей мысли, продиктованные живым, иногда удивительно глубоким чувством. Например, «Песня о Рено»:

Любовные песни

Среди разнообразных форм, в которых, начиная с момента своего зарождения, воплощалась любовная песня, есть одна, достигшая превосходной степени, - это пастурель. Она относится к народному жанру, но со времени своего появления сильно обработан трубадурами и труверами, которые подчинили его известным правилам. Тема пастурели необычно проста, и большинство этих песен весьма сходи между собой. Они начинаются обыкновенно как повествование каким - либо вариантом фразы типа «Однажды я пошла гулять». Часто рассказчик уточняет время действия, место сцены - это всегда луг, виноградник или сад. Далее начинается любовный диалог между двумя героями, это может быть пастушка с сеньором, или с пастушком. Затем следует три варианта развязок: если собеседник пастух - он будет осчастливлен; если это сеньор - его отошлют обратно в его замок или же он сам станет свидетелем нежных излияний пастушки и пастушка. Общеизвестна пастораль о Робене и Марион. Они составляют целый цикл народных песен. Они настолько соответствовали природе народного духа и так глубоко были им проникнуты, что и сегодня их отзвуки сохраняются в народной памяти. К этому циклу принадлежат не только большинство пасторелей, сохраненных рукописями средних веков, они встречаются в сборниках XV и XVI веков. Позже пасторель проникает в город и придворный мир, но там она становится неузнаваемой. В сборниках XVII века в этом жанре не встречается больше ничего народного. В новой среде пастораль сохранилась до революции. В царствовании Людовика XV она приобрела почти исключительно новый тон, но при Людовике XVI обрела вновь некоторою приятность, не смотря на безвкусие этой эпохи.

Сатира так свойственна французскому национальному духу, что ее влияние простирается и на любовные песни. В них редко можно встретить чистосердечное, без скрытой мысли, изъяснение в любви, полное согласие двух любящих сердец. Если песня представляет собой форму диалога, то чаще всего один собеседник посмеивается над другим. Чувственность не чужда любовным песням и иногда даже играет решающую роль. В заключении можно привести пример самой распространенной песни во Франции. В ней сосредоточены почти все черты любовной песни.

Мелодические достоинства любовных песен выше, чем во всех других жанрах народных песен, в них заключено мелодическое очарование. Особенно отличаются фламандские песни. Они заимствуют у мелодий средних веков диатонический характер и скованный стиль.

Следует отметить бретонскую песню. Она выражает настоящую чувствительность. Тон песни серьёзен, мысль взволнованна, зачастую возвышенна.

Мелодии высоких гор приобретают нечто от чистоты их атмосферы. Так и кажется что в песнях гор есть какая то текучесть. Воздушность, которых не встретишь в мелодиях равнин.

Мелодия романса Шатобриана «Какие сладкие воспоминания» может служить прекрасным примером любовных песен центральной Франции.

В Провансе, где вся жизнь идет на вольном воздухе, единственные любовные песни - это «обадос» и «серенадос», которые парни адресуют своим возлюбленным, импровизируя под их окнами, сравнивая их с цветами, со звездами и так далее или попросту развлекая их концертом со звуками тамбурина и галубета. Одна из особенностей мелодий Прованса - наряду с необыкновенной лёгкостью, довольно большая леность мысли. Количество провансальских песен невелико. Вообще все народные мелодии Прованса примитивны. Вот пример провансальской мелодии:

Кол...