Реферат "Одежда русских старожилов Сибири конца XIX-начала XX вв."

Название:
Одежда русских старожилов Сибири конца XIX-начала XX вв.
Тип работы:
реферат
Размер:
46,6 K
23
Скачать
Одежда как фактор адаптации. Костюмы русских старожилов Верхего Приобья второй половины XIX-начала XX вв. Обработка войлоков, льна, тканье, плетение, шитье обуви. Мужские, женские и девичьи головные уборы. Праздничная и повседневная одежда сибиряков.

Краткое сожержание материала:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат на тему

Одежда русских старожилов Сибири конца XIX- начала XX вв.

Выполнила: студентка 5 курса, 51гр.

ФКиДО, ДПТ. Чуркина Екатерина

Проверила: Баткина Ольга Генадьевна

Новосибирск 2014г.

Введение

До настоящего времени вопрос о том, кого считать старожилами, а кого переселенцами Сибири стоит в ряду дискуссионных. Если к этому добавить не разработанность этнографических характеристик для различных этнокультурных групп, то можно представить сложности, с которыми сталкиваются исследователи восточнославянской культуры. Ведь без учета культурного многообразия населения Сибири и, в частности, Верхнего Приобья, весьма сомнительно решать конкретные этнографические проблемы. Более однородным было население по социальному статусу - оброчные государственные крестьяне, приписанные к Алтайским горным заводам.

Во второй половине XIX - начале XX вв. южная часть Приобья буквально пестрила разными в культурном и конфессиональном отношении группами старожилов и переселенцев. В настоящее время старожилы не помнят европейского прошлого своих прадедов или вспоминают это как семейное предание, легенду, считают себя исконно живущими на сибирской земле и называются "чалдонами" (или "челдонами"). В работах ученых и путешественников XIX - начала XX вв. название "чалдоны" не упоминается, встречаются лишь общие понятия "крестьяне", "крестьяне-старожилы", "сибиряки-старожилы" Это же наблюдается в сравнительно поздних работах советского периода . Однако свидетельством того, что в Сибири в середине XIX в. жили не просто "старожилы", "крестьяне", но гораздо более дифференцированные группы говорит факт наличия в словаре Боровникова слова "чалдоны". Исследователь связывал его с монгольским "шолдон" - ругательным словом, обозначавшим всеми презираемого, негодного человека. У В.И. Даля "чалдон" также отмечается как монгольское заимствование, бытовавшее в Иркутской губернии и обозначавшее "бродяга, беглый, варнак". Гораздо поэтичнее народная память. Вот что рассказывают люди, которые считают себя потомками "чалдонов". Все рассказы привязаны к р. Дон и передаются почти слово в слово: "Отту-дова, где реки Чал и Дон слились, предков стали ссылать в Сибирь и звать "чалдонами".

Довольно часто можно услышать о казачьем происхождении "чалдонов": "Эти люди, по рассказам дедов, приехали с рек Чала и Дона. Вот их и назвали. Песни у "чалдонов" такие проголосные и мотив такой как у донских казак". Столь настойчивое стремление связать свое происхождение с донским казачеством, видимо, для какой-то части сибиряков имеет под собой основание. Во-первых, Дон как и Сибирь, издавна притягивал наиболее свободолюбивых и непокорных людей, которые бежали от крепостного насилия в поисках безбедной жизни. По архивным материалам, первыми жителями Среднего Приобья были служилые люди, пешие, конные казаки. Во-вторых, Дон был символом - пограничной рекой, разделявшей русские и неспокойные татарские земли в течение довольно длительного времени. "Челдоны" могло означать "человеки с Дона", т.е. люди, приехавшие с соседних, российских территорий. Чалдоны, являлись первыми жителями, они давали названия новым поселкам, географически объектам (многие их фамилии запечатлены названиях сел, рек, озер, и пр.). В конце XIX начале XX вв. "чалдоны" были православными, хотя, нередко, и крестились старыми крестам. В костюмах русских старожилов Верхего Приобья второй половины XIX - начала XX вв. отсутствовала анонимность, свойственная современной одежде. Почти все операции по ее изготовлению производились в семье: обработка льна, тканье, плетение, шитье, вышивание были уделом женщин, обработка кож и войлоков, шитье обуви - мужчин. Весь уклад жизни требовал того, чтобы детей начинали приучать к рукоделию очень рано. В 6 - 7 лет девочки, а в иных семьях и мальчики умели уже прясть пряжу. Даже играть на улицу с подружками мать отпускала дочь "с куделькой", т.е. пучком шерсти или льна, который она должна была спрясть за это время. К 10 - 12-ти годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить и шить одежду, вышивать.

Общественная оценка труда являлась очень значимой, особенно для молодой мастерицы. Народный обычай требовал тщательного приготовления любого вида одежды. Небрежность резко осуждалась, осмеивалась - неумелую, "худую" невесту никто не хотел брать замуж. Мастерски же выполненные рукоделия, особенно украшенные узорами, были предметами гордости.

Особого внимания заслуживает факт крайне бережного отношения к одежде, даже многолетней давности, сохранившейся от дедов. Эти предметы штопали, подновляли и передавали по наследству детям и внукам, что способствовало сохранению традиционных форм.

1. ОДЕЖДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

1.1. ОДЕЖДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Русское старожилое население Сибири, включавшее потомков переселенцев различных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традиционную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особенностями видов одежды и элементов исходного района переселения. Исходными для сибиряков, необходимо считать и национальные виды одежды представителей различных этнических групп, принявших участие в становление старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным, как в целом в одежде, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.

Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим успешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населением, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельными с Россией государствами. Важно отметить, что из воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызывать усиленного потоотделения Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шапка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков: например, «даха» («доха») - у ямщиков, «лузаны» - у охотников.

Высокий уровень жизни сибиряков, будь--то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие праздничной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибирячек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более рациональное. Если при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку, как на внешний отличительный признак. Также и сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сибиряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза «хорониться».

1.2 МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недостаточна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже шились без вставок.

Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними -- сбоку. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками -- «схватцами». Значительно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с «воздушными» петлями.

В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань -- «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где открывался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Мужские «порты» шились на поясе -- «гашнике». Неширокие, из белого грубого полотна или, чаще всего, из «крашенины», полосатой пестряди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.

Порты...