Курсовая работа "Социально-антропологическая характеристика эфиопского этноса"

Название:
Социально-антропологическая характеристика эфиопского этноса
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
54,3 K
23
Скачать
Особенности этногенеза и исторического развития этноса эфиопов, справка об Абиссинии. Религия, традиционные верования, мифология, обряды и церемонии, образ женщины в социальной жизни, традиционное искусство. Хозяйственные занятия и бытовая культура.

Краткое сожержание материала:

Введение

Актуальность темы Историю человечества невозможно познать без изучения истории каждого отдельного континента, государства, региона, без знания судеб и деятельности, людей, проживающих на этих территориях и являющихся, в конечном итоге, непосредственными творцами мировой истории в целом. И, конечно, без исследования культурно-исторических связей между народами.

Представления об Африке и африканцах, их истории, религии, культуре в течение длительного времени исторически складывались и эволюционировали в целую систему взглядов, оценок, устойчивых заблуждений, которую коротко можно обозначить как "миф об Африке". Особенны крепки заблуждения в наших широтах, ибо Россия не была колониальной державой, как другие страны, которые, как не парадоксально, благодаря именно последнему моменту наделены более тесными контакты и заинтересованностью (от экономических до культурных). Сегодня уже в узких кругах профессиональных и не совсем профессиональных историков слышны мнения о том, что в Африке были достаточно высокие цивилизации и письменность, которые были стерты с лица Земли то ли арабами, то ли историей, которая как известно пишется часто однобоко. Абиссиния или, если называть по-современному, Эфиопия

представляет собой действительно культурную экзотику. Представления же, что эфиопы и по происхождению (антропогенез и этногенез) своему и по культурным моментам в большей степени обязаны процессу смешения, тоже являются мифом, удобной трактовкой уникальных обстоятельств, благодаря которым в природе и существует пресловутое разнообразие.

В качестве литературных источников берутся книги прошлых веков по этнографии, а также современный взгляд, представленный как и учеными - Львова Э.С., так и путешественниками, которые просто любят эту страну (Катюха П.Б.).

Цель работы - изучить проблему этногенеза и специфику эфиопской культуры среди других культур африканского континента.

Предмет исследования - происхождение и этнографическая характеристика эфиопов.

Объект исследования - эфиопы как этническая общность.

Задачи исследования:

1. Подбор научной и научно-популярной литературы по изучаемому вопросу, выбор и поиск интернет-ресурсов, в которых освещена данная тематика, выбор публикаций в библиотеках.

2. Теоретическое исследование основных вопросов, касающихся изучаемой темы.

3. Изложение основных этапов этногенеза эфиопов, особенностей их материальной и духовной культуры. Подготовка иллюстративного материала.

Методология исследования - изучение научных и научно-популярных литературных источников, рассматривающих историю и культуру Эфиопии, а также территориально соседних с ней культур; работа с Интернет ресурсами; используются историографический и описательный методы для сбора.

1. Особенности этногенеза и исторического развития этноса эфиопов

1.1 Особенности Этногенеза

эфиоп этногенез культура искусство

Древнее название Эфиопии - Абиссинии, которая считается старейшей из доисторических образований на африканской земле. Эта страна располагается на Северо-востоке Африки (Африканский рог), является с т. з. историко-культурных областей, частью Африканской тропической провинции.

Страна издавна заселялась различными племенами из разных рас. Трудно назвать точные цифры, так как статистика очень несовершенна, но ясно, что общая численность населения страны - около 85 млн. человек. По официальным данным, насчитывается более 80 народов. Самые крупные и значимые из них - оромо (около 40%), амхара и тигре (более 30%), сидамо (9%), шанкалла (6%), афар (4%), гураге (2%), другие составляют немногим более 1 процента. Ныне созданы штаты по этническому признаку - либо по основному народу, заселяющему их, либо объединяющие несколько мелких. Это Тиграм Афар, Амхара, Оромия, Сомали, Харари, Штат народов и национальностей Юга.

Слово «Абиссиния» является производным от названия одного из южноарабских племен «хабеш», прибывшего на африканский континент с Аравийского полуострова, по всей вероятности, еще до нашей эры.

Современное же название страны - Эфиопия - происходит от греческого слова «Айтьопия», что буквально переводится как «страна людей с пылающими или обожженными (солнцем) лицами».

Эфиопия занимает особое место в ряду африканских стран. Она входит в зону антропогенеза, и самые древние находки (последние датируются 2,5-3 млн. лет назад) найдены именно на ее территории. История Эфиопии начинается с древней находки ископаемого. Люси, как предпочитают назвать эфиопы, ископаемый в долине Аваш на юге Эфиопии (1974 г.). Это на тот момент - самая древняя находка гоминид возрастом более 3,5 млн. лет и наиболее сохранившаяся. В Эфиопии к Люси относятся с нежностью и ласково называют ее Dinqnesh, что в переводе с амхарского языка означает «Ты удивительная».

Эфиопский этнос сформировался благодаря аравийским кочевникам с царства Сабея, которые прибыли к западному берегу Красного моря в первом тысячелетии до нашей эры. Это влияние, похоже, было больше культурным, чем генетическим. Дробышев С.В. отмечает: «После столь детального рассмотрения древних находок Восточной Африки можно сделать один достоверный вывод: с древнейших времён население этого региона отличалось большой пестротой», «Очевидно, что процесс расообразования на этой территории далеко не окончен и, вместе с миграциями и смешением разных групп, будет продолжаться ещё очень долго». В древнейшие времена действовали механизмы изоляции, чему в немалой степени способствовали горные районы Эфиопы, которые отделяют не только от мира, но и друг друга.

Существующие на сей момент две противоположные гипотезы антропогенеза, а с ним и этногенеза эфиопов, представляющие собой гипотезу «смешения» с европеоидами, кочевниками и гипотезу автохтонную гипотезу, имеют вполне объективную критику и ряд вопросов. На наш взгляд, наиболее точно отражает реальность гипотеза, которая предполагает автохтонное развитие этноса с неоконченным на сей момент расообразованием, не исключая при этом наследия смешения. Однако, не делая на этом моменте такой сильный акцент, какой привычно делается в данной проблематике (происхождение эфиопского этноса).

«Дальнейшее смешение не смогло полностью стереть сложную мозаику исходных компонентов, и она, хотя бы частично, сохраняется в современном населении».

Итак, эти мигранты были не кочевниками, а оседлыми земледельцами, которым требовалось расширение своего жизненного пространства. Они колонизировали место, известное сегодня как северная оконечность Эфиопского плато. Одна большая группа (геэз) осела на южных нагорьях Эритреи, наиболее доступных со стороны моря, и их диалект в конечном итоге приняло большинство местного населения. Другое племя (хабашат) поселилось ближе к югу, в Тыграй, и его имя стало в итоге названием всей страны и ее населения («Абиссиния» являлось производным от этого имени). У этой общности переселенцев здесь сформировался свой правящий класс, причем вместе с аборигенами-хамитами, которые до сих пор представлены разнообразными группами агау.

1.2 Историческая справка об Абиссинии

Аксум - это древнее царство эфиопов, был хорошо известен греческим торговцам как великолепный город и центр значимой империи (начало основания - I тыс. до н. э.). Первое упоминание об Аксумском царстве относится к 3-й четверти I века после Рождества Христова в так называемом сочинение «Перипл Эритрейского моря».

Империя Аксум достигла наибольшего расцвета в III--VI вв. н. э. Также Аксум был столицей древнего царства абиссинцев. Аксум вел очень бойкую торговлю с разными землями, его порты были значимыми перевалочными пунктами в торговых сношений разных стран той эпохи. В V-VI вв. Аксум стал крупнейшим городом Северо-Восточной Африки.

Аксумиты создали письменный язык, геэз, образовали новое государство имперского типа и свое политическое единство. Они также принесли в Эфиопию ее первую упорядоченную религию - христианство, которое они приняли в IV в. н. э.

При царе Зоскале возводятся гигантские оросительные сооружения, плотины, водохранилища. Столица застраивается большими красивыми дворцами. В центре столицы возводятся семь гигантских стел.

Однако наибольшего расцвета и могущества (политического, экономического и культурного) Аксумское государство достигло в период правления царя Эзаны в 320-360 годах IV века: в это время оно соперничало с самим Ватиканом. В годы правления Эзаны аксумиты претендовали на господство над Южной Аравией.

В III--IV веках аксумские негусы поддерживали тесные политические и экономические отношения с христианской Византией. В III в. н. э. правители Аксума приступили к чеканке собственных золотых и серебряных монет с надписями на греческом языке, реже на языке геэз.

Последователем и продолжателем распространения христианства в Аксуме был царь Калеб, который руководил страной в период с 510 по 558 год. Его правление было не менее выдающимся, чем царствование Эзаны. Именно в этот период (если точно - в 520 году) византийский купец и известный в то время географ Косма Индикоплов посетил и описал величественный Аксум, назвав его «Великим городом». Он обрисо...