Реферат "Фольклор и национальная ментальность"

Название:
Фольклор и национальная ментальность
Тип работы:
реферат
Размер:
15,8 K
25
Скачать
Черты национального характера украинцев. Фольклор как неотъемлемая составляющая национальной культуры. Отличие национальной ментальности от психологии. Удовлетворение природной потребности в самовыражении и коммуникации как главная функция фольклора.

Краткое сожержание материала:

Фольклор и национальная ментальность

Благополучное государственное становление молодой страны, коей является и Украина, невозможно без учета духовных ценностей. Духовное наследие, которое во многом закреплено в устном народном творчестве, непосредственно связано с формированием национальной ментальности. Вопрос о последней стоит сегодня достаточно остро, так как именно в ней исследователи видят корень большинства проблем, с которыми сейчас сталкивается нация. Эту проблему также связывают с вопросом о национальной идее и национальной самоидентификации.

Национальное самосознание, как известно, формируется не разумом; это происходит исключительно на уровне души. А в чем, как не в фольклоре, лучше всего отражается душа народа? «Фольклор - неотъемлемая составляющая национальной культуры, которая в концентрированной форме представляет одновременно народную философию, этику и эстетику, создавая неповторимый, уникальный национальный образ мира» [5; 12]. Фольклор содержит в себе большой объем знаний о древнем мировоззрении, этике и морали, об историческом устройстве общества и его внутренних процессах. Без изучения фольклора невозможно глубокое исследование вопросов этногенеза не только общества, но и литературы. Фольклорные источники дают возможность понять психологию, способ мышления и особенности жизни разных слоев населения, их взаимодействия на протяжении определенного исторического времени. Фольклор - это «самый интересный и самый надежный способ познания моральных и интеллектуальных возможностей нации», - считал Александр Хиждеу [1; 26].

В то же время, говоря о национальной ментальности, Мирослав Попович просит отличать это понятие от понятия национальной психологии. Академик НАН Украины, директор Института философии имени Г. Сковороды НАН, президент Ассоциации «Украина-Франция», философ, культуролог и историк, М. Попович объясняет, что под ментальностью следует понимать определенный способ решать задачи, это логика интеллектуальных операций, легко прослеживаемая сегодня на примере национальных анекдотов. Что касается национальной ментальности, то она, по мнению профессора, не является величиной постоянной; она меняется со временем и в разные эпохи обнаруживает разные черты. Тем не менее, что-то остается непреходящим, и если мы говорим об отдельном индивиде, то не всегда в нем говорит его исключительная, обособленная личность. Так или иначе, в нас говорит заложенный в наc генетический код. «Есть такие механизмы, которые роднят нас с нашими архаичными предками, и не всегда приятно то, что говорит во мне, когда я говорю», - поясняет М. Попович [4; 5]. В каждом из нас есть то «я», которое нами говорит, и есть абстрактный набор принципов. Каждый имеет за спиной целую историю, с которой должен иметь дело, должен считаться. Можно считать, что требования к человеку лежат вне человека, в корпорации, в том сообществе, к которому он принадлежит по возрасту, специальности и так далее, внешне навязывая ему линию поведения. Мы носим в себе систему абстракций, которые регулируют нашу жизнь, правила поведения, и соизмеряем себя с нашими внутренними структурами, которые формируют наше «я». Там, где ты в среде «своих», и не нужно ничего решать - это и есть воля, высший идеал. Именно на почве этого коллективного чувства, с целью вхождения личного в общественное и создавались обряды, традиции, развивался тесно связанный с ними фольклор. Непосредственное и опосредованное участие в ритуалах являлось бегством от одиночества.

Главная функция фольклора - это удовлетворение природной потребности в самовыражении и коммуникации. Важное место здесь отводится памяти, однако в то же время устнопоэтическое творчество было преисполнено импровизации. Отражение внутреннего мира героев обладало скрытым психологизмом; символы-ассоциации появлялись на основе типизации, на основе наблюдения и социального взаимодействия.

Так, фольклор безусловно является ценнейшим материалом для изучения моральных и интеллектуальных особенностей народа. В фольклоре, замечает Т. С. Корнеева, выражены этический и эстетический идеалы народа. «Народное творчество также является важным источником для изучения ментальности его носителей» [2; 21].

С одной стороны, украинский фольклор имеет много общего с УНТ неславянских народов, в т.ч. финнов, литовцев и румын, однако с другой стороны, ученые свидетельствуют, что украинский фольклор, сформированный на основе трипольской культуры, является одним из самых богатых; украинцы от природы одарены незаурядными музыкальными способностями и поэтическим талантом, в сравнении с другими восточнославянскими народами имеют более богатую, более развитую народную поэзию [5; 111]. фольклор национальная ментальность украинец

По мнению многих исследователей, изучавших украинский фольклор (среди них такие великие ученые, как М. Костомаров, И. Нечуй-Левицкий, В. Липинский, Д. Чижевский), национальному характеру украинцев присущи такие черты:

интровертность высших психических функций в восприятии окружающей действительности;

проявление сентиментальности, чувственности, любви к природе;

анархичный индивидуализм, проявляющийся в разных формах целенаправленности к собственной воле.

К положительным национальным чертам украинцев относят трудолюбие, гостеприимство, тягу к образованию, статичность в семейных отношениях, стремление к духовной жизни, уважение к старшим, мужество, здоровый оптимизм, стремление к независимости. К отрицательным чертам относят взаимное непонимание, склонность к анархизму, неопределенность, импульсивность, индивидуализм. В связи с этим для образа украинского народа в фольклоре характерна недостаточная социальная активность, отсутствие коллективности, что приводит иногда к утрате национальной идентичности, развитию комплекса «малороссейства» [1; 99].

Наконец, говоря о народной словесности, невозможно не упомянуть о языке. Именно эмоционально-окрашенная лексика как нельзя лучше характеризует ментальность украинцев.

На данный момент, к сожалению, ментальность современного украинца являет собой довольно противоречивый феномен. Вместо фольклора говорят об уходящем в небытие «фольк-арте»; принято говорить об отсутствии внятного, общедоступного символического кода. Слишком сильны влияния западной массовой культуры, из-за неблагоприятных заимствований ведутся так называемые «символические войны», или, говоря грубее, происходит «символический промискуитет» [3; 123]. Поэтому так важно отстаивать исконно народное, исконно «свое», дабы не утратить свою идентичность и самобытность, дабы нация могла развиваться здоровой и сильной.

Библиография

1. Кононенко П.П. Українознавство. Навчальний посібник. - К.: Заповіт, 1994. - 320 с.

2. Корнеева Т. С. Менталитет как социокультурный феномен // Вече. - 2001. - №11(211). - С. 21-24.

3. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. -- М.: Праксис, 2005. -- 256 с.

4. Попович М. Проблема ментальности // Смолоскип України. - 2007. - №3(140). - С. 4-5.

5. Семеног О. Український фольклор: Навч. посіб. - Глухів: РВВ ГДПУ, 2004. - 254 c.

Allbest.ru

...